В.М. Бродянский, Ю.М. Синявский. Основы методики проектирования криогенных установок
2.3a. Этапы творческого процесса учёных и изобретателей
Анализ работы ряда выдающихся ученых и изобретателей позволил выделить несколько этапов процесса их творчества:
а) подготовка – накопление информации в своей и смежных областях, четкое формулирование поставленной задачи;
б) концентрация усилий — упорная работа над поставленной задачей, требующая полной самоотдачи;
в) вызревание технического решения – период, когда изобретатель не занимается непосредственно изобретением;
г) «озарение» – получение творческой идеи или видоизменение известной, приводящие к удовлетворительному решению задачи;
д) доработка — обобщение идеи, более четкая ее формулировка, оценка перспективности.
Естественно, что такая схема несколько условна и у разных людей могут быть существенные отклонения от нее. Тем не менее она довольно удачно отражает общие закономерности научно-технического творчества. Применительно к изобретательскому творчеству перечисленные ступени нуждаются в некоторых комментариях.
Подготовка
Накопление требуемой информации всех видов – необходимое условие правильной постановки задачи и ее успешного решения в дальнейшем. Недостаток информации может не только привести к ненужной повторной работе («изобретению велосипеда»), но и к неверному или неоптимальному решению. Именно поэтому постепенно исчезают профессиональные изобретатели, работающие «по узким местам» в самых разнообразных областях. В силу недостатка профессиональной информации в каждой конкретной области, они вынуждены брать только такие нерешенные задачи, которые «лежат на поверхности» а их остается все меньше и меньше. [Даже на такую относительно несложную вещь, как карандаш, выдано более 20 000 патентов и авторских свидетельств на изобретения [7].] Им на смену приходят хорошо информированные специалисты, изобретающие в своей или близких областях.
Иногда попытки делать изобретения в областях, недостаточно знакомых, приводят даже весьма квалифицированных в своей специальности инженеров к идеям, вообще не реализуемым в принципе. До сих пор, например, люди, недостаточно информированные в термодинамике, изобретают машины, противоречащие второму началу [9]. Вместе с тем и чрезмерны й избыток информации может оказаться вредным – связывать творческую мысль. Как удачно сказал А. Азимов: «Шестерни воображения будут вязнуть в избытке информации».
Концентрация усилий и вызревание идеи.
Чтобы сделать достаточно значительное изобретение, необходимы упорная работа, постоянное и длительное сосредоточение всех мыслей на решении задачи. На этом этапе работа может быть как коллективной, так и индивидуальной.
Как правило, период концентрации усилий должен (один или несколько раз) сменяться периодом вызревания идеи, когда изобретатель занят другими делами, но подсознательная работа продолжается. Поэтому важно, чтобы для творческих работников предусматривалось время не только на собственно работу по генерации идей (концентрацию усилий), но и на работу, прямо не связанную с поставленной задачей (передышку) . Нельзя все время только «выжимать» идеи из специалиста; необходимо сознательное систематическое чередование этапов творчества и обычной нагрузки при работе над изобретением.
Озарение
В конечном итоге вызревание приводит к появлению идеи, позволяющей успешно решить поставленную задачу. Часто такое «озарение» наступает внешне совершенно неожиданно; в литературе есть много таких примеров [7]. Естественно, что может быть и так, что несмотря на концентрацию усилий никакая удачная идея у того или иного работника так и не вызревает и никакого «озарения» не наступает. Однако, когда творческий коллектив подобран правильно и работа хорошо организована, нужная идея в конце концов возникает: если не у одного, то у другого или третьего.
Для этого необходимо, во-первых, чтобы в коллективе сочетались люди, каждый из которых располагал такой специальной информацией, чтобы их сумма перекрывала весь диапазон, нужный для решения задачи; во-вторых, чтобы взаимоотношения сотрудников и организация их вза¬имодействия позволяли наладить беспрепятственный обмен информацией между ними в полном объеме.
Доработка идеи
Доработка идеи – очень важный этап, закрепляющий идею и придающий ей конкретный вид способа, устройства, вещества или нового применения. Представление о нем как рутинном процессе, не требующем особого внимания, в корне не неверно. Этот этап дает возможность окончательной проверки пригодности идеи. Может оказаться, что «холодного», беспристрастного научно-технического анализа и будет отвергнута.
Трактовка процесса изобретательской деятельности, как и любого творческого процесса, может быть различной. Существует широкий спектр мнений между двумя крайними точками зрения. Одна из них, которую можно назвать чисто эвристической, состоит в том, что подлинно творческое решение проблемы всегда выходи за пределы логики; поэтому какой-либо разговор о «логике изобретений» противоречит понятию о творчестве и не имеет смысла.
Вторая, - напротив, утверждает, что можно создать такую логическую систему («алгоритм изобретения»), которая вела бы к нужному изобретению кратчайшим путем посредством использования определенной, специально разработанной методики.
Истина, по-видимому, лежит где-то в промежутке между этими крайними точками зрения, но, несомненно, ближе к первой. Многолетний опыт. накопленный историей науки и техники, показывает, что никакие методики и алгоритмы, сколь бы совершенны они ни были, не могут дать действительно нового, творческого результата. Вместе с тем современная эвристическая логика может служить мощным вспомогательным инструментом, дающим базу для мышления и сужающим область поиска [32, 33].
Следующая страница: 2.4. Инженерный анализ и принятие решения
|